Вознесенская церковь, которая высится на берегу Малой Кокшаги, была второй каменной церковью в нашей столице. Храм имеет весьма почтенный возраст среди культовых сооружений — 265 лет!
Первая церковь в Царевококшайске называлась Воскресенской и стояла внутри кремля. Вторая, Троицкая, стояла уже внутри острога, населенного военно-служилыми и посадскими людьми. Построены и освящены они были за короткое время — в 1585-1586 годах. Третью церковь, Рождественскую, сочли возможным воздвигнуть для местного населения вне стен Царевококшайска, рядом с крепостными стенами. До нашего времени они не сохранились. Беспощадно с ними расправились пожары. В 1696 году весь деревянный Царев город на Кокшаге выгорел, и, хотя храмы восстановили уже на следующий год, лишь каменные строения могли сохраниться и донести до потомков то, что было зашифровано в символике архитектурного языка.
То, что купцы щедро жертвовали на строительство храмов, говорит о том, что люди того времени искренне верили в то, что Бог помогает в делах тем, кто не жалеет отдавать деньги на храмы, и считали, что статус жертвователя и строителя храма прямо отражается на их общественном положении и уважении сограждан.
Строить было почетно и это объясняет, почему в 18 веке, когда купцы «обросли жирком» и заработали капиталы, строили уже частные лица, а не казна. Для каждого храма был свой приход. В Вознесенскую церковь ходили жители деревни Вараксино, в Троицкую — из деревень Жуково, Ширяйково, Медведево, в Рождественскую — из деревни Чигашева, в Воскресенскую — из деревень Гомзово, Березово, Коряково.
В 1756 году во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, один из самых богатых людей Царевококшайского уезда Казанской губернии купец I гильдии Иван Андреевич Пчелин построил в городе на собственные средства каменную двухэтажную Вознесенскую приходскую церковь. Злые языки толковали, что купец построил храм, чтобы замолить перед Господом свои многочисленные грехи. Фактом является то, что в то время каменное строительство было весьма дорогостоящим предприятием. Сам Царевококшайск при этом долгое время оставался деревянным.
Это был великолепный храм для своего времени, выстроенный в традициях старого русского зодчества. На нижнем этаже его находилась теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня с приделами во имя Казанских чудотворцев святителей Гурия и Варсонофия и великих вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Поэтому церковь иногда называли просто «Воздвижение». Именно под таким названием она фигурирует на старинных открытках.
На верхнем – холодная церковь Вознесения Христова с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери. Кроме части городского населения, к приходу были приписаны пригородные деревни Вараксино, Лапшино, Павлово, Сенькино, Кокшан-Сола. В алтаре храма находился очень почитаемый образ Иверской иконы Божией Матери. Главной же святыней считалось исполненное на одной стороне камня изображение Святителя Николая Чудотворца и на другой стороне — великомученика Георгия Победоносца. Этот образ величиной не более 1 вершка (около 4,5 см) в квадрате вкладывался в кованую «сребропозлащенную» ризу, на которой были изображены чудеса этих святых. По преданию эта икона была найдена в Яранском уезде Вятской губернии и принесена И. А. Пчелиным в новый храм сначала на время, а потом так и осталась навсегда. Этот небольшой образок был местночтимой иконой. Её носили вместе с иконой Вознесения Господня во время крестных ходов.
С северной стороны на уровне второго этажа церковь имела крытую галерею с широким крыльцом и широкой лестницей.
На колокольне храма находился пост пожарной команды, который вел наблюдение и отбивал в колокол время через каждый час. На колокольне располагалось 7 колоколов от 142 пудов и меньше. На четвертом ярусе находились городские часы с боем. Завершалась колокольня, также как и церковь, сферическим куполом с барабаном и главой.
Собор привлекал своей наружной декоративной отделкой, сохранившейся на основном кубе церкви, особенно роскошны белокаменные резные наличники окон, выполненные в виде кружева гирлянд и колонок с перехватом. В декоративном убранстве храма применены элементы стиля барокко, получившие развитие в церковной архитектуре с 80-х годов XVII века.
До нас не дошли имена зодчих этого храма. Можно лишь предположить, учитывая особенности собора, что здесь трудились мастера восточноевропейской (Вятка — Пермь — Тюмень) архитектурной традиции русского церковного зодчества XVIII века.
Интерьер храма отличался богатством отделки, настенных росписей, церковной утвари. Иконостас главного собора состоял из 5 ярусов с деревянной резьбой.
Духовенство храма много времени уделяло просветительской деятельности. В 1915 году работали высшее начальное училище, женская гимназия, реальное училище, городское мужское приходское училище, городское женское начальное училище, располагавшиеся в Царевококшайске, Вараксинское министерское двухклассное училище (деревня Вараксино, ныне — улица Чапаева Йошкар-Олы), Сенькинское земское начальное училище (село Сенькино).
В 20-е годы храм продолжал действовать. К 1930 г. он не вмещал всех желающих, ибо другие церкви города уже были закрыты. Последним настоятелем храма до Великой Отечественной войны стал протоиерей Пётр Маргаритов. 16 августа 1935 года он был арестован, приговорён к 3 годам ссылки в Северный край и был расстрелян в Архангельске в 1937 году.
В январе тридцать седьмого Президиум Маробисполкома принял постановление о закрытии Вознесенского храма. Формальной причиной закрытия послужило то, что община верующих не произвела ремонт здания, чем нарушила договор и многочисленные инструкции по его эксплуатации. Пятью годами ранее в Йошкар-Оле был воспрещен, по «просьбам трудящихся» колокольный звон, отвлекавший людей от работы и понижавший производительность труда служащих государственных учреждений и предприятий.
Продолжительное время ломали голову над тем, под что и для каких надобностей приспособить высвободившееся здание, отнятое у верующих. В марте 1938 года здание церкви было передано Радиокомитету Марийской АССР. В 1939 году здесь устроили пивной склад. В ноябре 1940 г. нижний этаж был передан товариществу «Мари художник», а с ноября 1940 г. Йошкар-Олинский горисполком решил передать бывший храм под пивзавод. Новый хозяин начал разрушать святыню. Перед Великой Отечественной войной Вознесенская церковь лишилась колокольни, каменной ограды с воротами, галереи, а к трапезной с запада пристроили безликое двухэтажное здание цеха завода. Снесли барабан с главой. Погибли настенные росписи. В течение десятилетий церковь разрушалась. Но многострадальные стены храма выстояли, выдержали людскую злобу и невежество.
За два с половиной века храм почти не изменился — кроме новой колокольни, разрушенной в прошлом веке, и лестницы, ведущей на второй этаж.
В 1992 г. здание было передано верующим города. Средства на восстановление храма собирались по крупицам. Уже в 1995 г. на Пасху состоялось в возрождённом храме первое богослужение. Главный престол в честь Вознесения Господня был освящен 24 апреля 1995 года, придел во имя Казанской иконы Божией Матери – 3 июля 1995 года, придел в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня – 11 ноября 1995 года.
В «нулевые» храму вернули колокольню, восстановив его почти, что в прежнем виде. Дом Пчелина – памятник городской архитектуры XVIII века, стоящий за храмом, стал местом резиденции Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Сегодня Вознесенский собор работает для верующих регулярно. Службы начинаются с 8 утра. В праздники и выходные дни проходит ранняя Литургия. Действующий настоятель – Митрофорный протоиерей Евгений Кутырев.
Можно сказать, что вся история многострадального Вознесенского храма завершилась достаточно благополучно. Сегодня, правда, он не имеет статуса кафедрального собора, но главное — он уцелел и продолжает радовать глаз своими белоснежными стенами и вознесенной ввысь зеленой маковкой и изысканной лепниной окон далеких от нас времен «веселой царицы Елисавет».
Используемые интернет-источники:
Зав. сектором по работе с молодежью Бакаева З.М.