В мире много памятников, установленных в честь знаменательных событий, выдающихся исторических личностей, деятелей культуры и искусства, животных, литературных героев. Но есть также другая категория памятников. Они призваны служить напоминанием о трагических страницах в истории всего мира или отдельно взятой страны, чтобы люди никогда не забывали о них и не допустили повторения этого в будущем.
В Берлине на площади Бебельплац находится один из самых поразительных памятников Германии — «Утонувшая библиотека». Его автор — израильский архитектор Миха Ульман, родители которого покинули Германию в 1933 году.
В центре площади, под толстым квадратом стекла, находится белая комната с пустыми книжными полками. Магическое свечение, распространяющееся из-под стекла, привлекает внимание прохожих. Пустое пространство под землей передает идею потери. А рядом со стеклянной плитой — пояснительная табличка: «На этой площади 10 мая 1933 года нацистские студенты жгли книги». Там же приведена цитата из трагедии Генриха Гейне «Альманзор»: «Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».
Именно 10 мая 1933 года в Берлине и некоторых других немецких городах произошла варварская акция сожжения национал-социалистами книг, неугодных гитлеровскому режиму.
Акция эта планировалась министерством пропаганды Германии еще в феврале 1933 года. Считают, что ее автором был Геббельс, незадолго до этого назначенный министром этого ведомства.
Публичное сжигание книг было направлено на запугивание «среднего человека», привыкшего относиться с уважением к печатному слову, и на привлечение молодежи на сторону национал-социалистов. Она давала возможность молодежи почувствовать радикализм новой власти, а также то, что новая власть возлагает на нее большие надежды. Именно студентам предписывалась основная роль в предстоящей инквизиции книг.
Публичные акции сожжения книг проходили во многих, в основном университетских, городах страны: Бонне, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене.
20 тысяч книг было предано огню только в Берлине. В основном, книги еврейских авторов, а также сочинения марксистского и пацифистского характера. Труды Альберта Эйнштейна, Карла Маркса, сочинения Генриха и Томаса Маннов, Стефана Цвейга, Эриха Кестнера, Зигмунда Фрейда и других.
Акция Геббельса произвела ожидаемый эффект. Революционный задор и радикализм, конфликт поколений и амбициозность молодых ученых — все было умело использовано для привлечения молодежи на сторону национал-социалистов.
«Праздник костра» послужил началом введения тотальной цензуры.
За годы нацистской диктатуры список запрещенных книг вырос до 5,5 тысяч произведений. Некоторых авторов запретили полностью, других частично. Под пресс государственной пропаганды попали и писатели, и поэты, и ученые. Немецкая литература оказалась задавленной. В эмиграцию уехали почти все видные писатели. Те же, кто остался, либо перестали писать, либо были убиты. Судьба немецких эмигрантов складывалась драматично, а порой трагично. К. Тухольский, К. Ейнштейн, В. Беньямин, С. Цвейг добровольно покинули жизнь, совершив суицид.
В 1947 году в Германии впервые отметили 10 мая как День книги, чтобы напомнить о недопустимости цензуры. После образования двух германских государств его продолжили отмечать в ГДР как День свободной книги, а в ФРГ памятную дату возродили по инициативе Общества немецких книготорговцев в 1987 году.
Еще один памятник был открыт в Берлине 10 мая 15 лет назад. В 2005 году в 60-ю годовщину окончания Второй мировой войны, рядом с Бранденбургскими воротами был открыт мемориал 6 миллионам евреев, жертвам Холокоста.
На площади в 19 тысяч квадратных метров (приблизительно, как два футбольных поля) в шахматном порядке установлены 2 711 темно-серых бетонных блоков высотой от 0,2 до 4,7 метра. Человек, осматривающий их, оказывается в каменном лабиринте, выход из которого приходится искать самостоятельно. Нужно стать частью инсталляции, пройти через нее, потеряться в ней — только тогда чужой ужас и чужое горе становятся ощутимыми и ошеломляющими.
Блоки без имен, фамилий, без даты жизни и причины смерти. Это огромное поле смерти. «Бессмысленность и безутешность» — так назвал свою мемориальную композицию художник-деконструктивист Питер Айзенман. Она призвана напоминать о жертвах Холокоста, самых бессмысленных, безутешных и страшных смертях современной истории.
Под землей же, на площади в 800 кв.м, находится музей и информационный центр, где собраны архивные материалы об «окончательном решении еврейского вопроса», его причинах и последствиях. В частности, представлен список из израильского комплекса Яд Вашем, содержащий имена около трех миллионов погибших. В залах музея подлинные экспонаты: записки, дневники, фотографии жертв. Тут же находятся некоторые личные вещи, которые удалось найти и сохранить.
На церемонии открытия музея присутствовала вся немецкая политическая элита, в том числе президент, федеральный канцлер и председатель бундестага, гости со всего мира, среди которых было несколько человек, переживших Холокост.
Фотографии памятника жертвам Холокоста в Берлине не могут передать тех ощущений, которые испытывает человек, находясь между плитами монумента. Ощущается потерянность и тревога, которую испытывали евреи в годы Второй мировой войны. Этим людям некуда было деться, их преследовали и убивали. Их жизнь превратилась в лабиринт, подобный памятнику в Берлине.
Мемориал жертвам Холокоста — самое посещаемое туристами место в столице Германии. Он служит напоминанием о том, к чему приводит расовая ненависть, когда целые народы подвергаются преследованию и уничтожению, и призывает не допустить подобной трагедии в будущем.
https://www.calend.ru/holidays/0/0/300/
https://anydaylife.com/calendar/3844