Кто пишет мемуары? Это люди, которые прожили незаурядную жизнь, и, как правило, внесли большой вклад в те события, которые потом описывали в своих воспоминаниях.
Наша библиотека получила в дар книгу «Откровенно о делах минувших», написанную Д.Г. Шагиахметовым. Даиль Габдуллович работал в четырех районах нашей республики: Параньгинском, Волжском, Сернурском, а Медведевскому району им отдано более 23 лет. «Моя жизнь, достаточно долгая, до сих пор наполнена работой и участием в общественной жизни» – пишет автор в предисловии и отмечает, что его всегда интересовали книги — правдивые свидетельства прошлого.
Пришла пора, и он сам взялся за перо. «Потребовалось время, чтобы расставить все точки над «i», обдумать и переосмыслить многое из того, чем были наполнены прожитые десятилетия. Тогда и созрело решение взяться за создание книги, доверив ей свои мысли, наблюдения, накопленные знания, многое из того, что вызывало улыбку или желание дать отпор». Автор обещает своим читателям, что повествование «будет неторопливым, но живым», и надеется, что оно заинтересует «ту категорию читающих людей, которой любопытно заглянуть в недавнее прошлое нашей республики» и, конечно, нашего района.
«…В поселке Медведево к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне была заложена Церковь в честь иконы Божией Матери «Державная». Закладка этого храма была произведена по инициативе руководившего тогда администрацией района Вячеслава Александровича Кислицына.
Однако на этом процесс остановился. Приступив к работе в должности главы местной администрации, я осмотрел место, отведенное под строительство церкви в угловой части единственного в райцентре парка. Из воды подтопленного участка высились концы свай. Рядом был расположен деревянный дом Шоминых с участком для посадки картофеля. Для продолжения строительства требовалось, в первую очередь, переселить хозяев этого дома, предоставив им квартиру. С учетом состава семьи, им была предоставлена трехкомнатная квартира, при этом на земельный участок наши переселенцы не претендовали.
Несмотря на сложные финансовые условия, мы срочно изыскали материал для опалубки, металл и бетон на устройство ростверка и быстро завершили нулевой цикл. Фундамент обрел цивилизованный вид.
В это время состоялись выборы Президента Республики Марий Эл, победу на которых одержал В.А. Кислицын. Вскоре он провел совещание с приглашением широкого круга руководителей, и строительство церкви возобновилось. Главной подрядной организацией стала «ПМК-5» Марагростроя во главе с Александром Павловичем Клепцовым. От министерства строительства республики объект курировал Александр Николаевич Абрамов, который вел дела с присущей ему энергией. Объект, главным архитектором проекта которого выступил Анатолий Игнатович Галицкий, в инженерном отношении оказался довольно трудоемким. Предвидя сложности в строительстве, староста церкви Ольга Евгеньевна Николаева предложила протоиерею Андрею Малюте устроить в цокольной части здания нижний храм. В свою очередь, протоиерей получил благословение от Епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, и возведение церкви было продолжено. За короткое время был возведен нижний храм, проведены отделочные работы и начались богослужения.
Теперь мы работали над верхней частью храма, однако через два года после начала строительства пришлось столкнуться с серьезными проблемами из-за отсутствия источников финансирования. Многие помнят это время, сложное для экономики республики и России. Конец 90-х, дефолт, людям по четыре-пять месяцев задерживали выплату заработной платы, в бюджет не поступали налоговые отчисления от предприятий и учреждений. Все это привело к образованию задолженности перед подрядными и субподрядными организациями, задействованными в строительстве церкви. Начались претензионные и судебные дела. И возведение храма остановилось через три года после начала его строительства. Хотя сделано было уже немало: выложены стены большого зала до опорных плит полуферм и кладки стен колокольни. Изготовили уже и купол колокольни, но он еще не был смонтирован.
Состоялись новые выборы, Президентом Республики Марий Эл был избран Леонид Игоревич Маркелов. После того как он занял руководящий пост, я подошел к нему с накопившимися вопросами, касавшимися в том числе и судьбы Медведевской церкви. Попросил помощи в финансировании. Маркелов категорически отказал, сказав, что помогать не будет. Тогда я спросил его, можно ли мне заниматься продолжением строительства? Немного подумав, он пренебрежительно ответил, что не возражает. По-другому он не мог ответить. Сказав «нет», он противопоставил бы себя церкви, а так, зная наши ограниченные финансовые возможности, как бы разрешил.
Тогда мы пригласили всех, кому задолжали, и обсудили сложившуюся ситуацию. Многие кредиторы согласились не предъявлять претензии, но некоторые возобновили судебные дела и взыскали задолженность, хотя заказчиком была церковь. Необходимо было найти нового генерального подрядчика, и мне удалось уговорить взяться за эту работу начальника Медведевской ПМК Юрия Леонидовича Васенева, который возобновил строительство храма.
Одна из первостепенных задач на этом этапе заключалась в том, чтобы изыскать средства на приобретение 140 тонн металла для изготовления полуферм — важных элементов технически сложной конструкции будущего храма. Кроме того, под купольные перекрытия требовалось изготовить большое опорное и малое кольца, которые размещаются по центру зала.
Пусть и не без труда, но вопрос оплаты металла был все же решен, и теперь перед нами стояла новая задача — найти исполнителя заказа на монтаж этих необычных конструкций. В итоге мы получили согласие на размещение заказа у Рустама Маннановича Каримова, генерального директора компании «Волгонефтехиммонтаж» — единственной из крупных, авторитетных организаций, которая была способна справиться с монтажными работами такой высокой сложности.
Специалисты «Волгонефтехиммонтажа» подошли к решению поставленной задачи серьезно и со знанием дела: предварительно изучив и тщательно проверив расчеты инженерных конструкций, они забраковали их по ряду параметров, пояснив, что многие сварные стыки в этих расчетах работают на разрыв, а должны — на сжатие. Прежде чем приступить к работе, монтажники попросили устранить указанные недочеты. Работавший над этим проектом главный архитектор «Марийскгражданпроекта» Анатолий Игнатович Галицкий поначалу возражал, но, разобравшись в проблеме, понял, что специалисты «Волганефтехиммонтажа» были правы, принял во внимание их замечания и внес необходимые коррективы.
Труда и усилий на реализацию этой задумки было затрачено много. Сначала требовалось изготовить, с помощью пескоструйной обработки очистить, а затем покрасить фермы и опорные кольца, после чего эти конструкции были смонтированы. Больших энергозатрат потребовал и дальнейший процесс: только лишь на выполнение вспомогательных работ по монтажу пришлось изыскать тридцать тонн металла.
Затем последовал этап непростых и ответственных монолитных работ, которые осуществлялись под полуфермами над большим залом храма. С этой частью работы успешно справились наши строители из Медведевской ПМК. Когда первый заместитель Главы Правительства Республики Марий Эл Николай Иванович Куклин — сам строитель по образованию и профессии — приехал осматривать объект, он был удивлен и восхищен сложностью этой конструкции.
Весьма непростые вопросы стояли перед нами при монтаже купола колокольни. В поисках решения этой технически сложной задачи я обратился к пограничникам в Савино с просьбой смонтировать купол колокольни вертолетом. Те с охотой откликнулись и приехали осмотреть фронт предстоящих работ на месте. Мы слышали, что подобным образом был смонтирован купол церкви в городе Волжске. Но оказалось, там купол весил полторы тонны, а наш — около четырнадцати тонн. Представители авиабазы пояснили, что смогут нам помочь, но для этого необходимо вывезти купол за пределы Медведево и заранее изготовить стропы длинной 140 или даже 150 метров. При такой длине строп точно «посадить» тяжелый купол на кирпичную кладку небольшого диаметра было бы очень сложно. Не исключалось, что в процессе установки купола все близко стоящие деревья повалит от работающих винтов вертолета. Могли пострадать и крыши расположенных рядом зданий. Кроме того, необходимо было получить официальное разрешение на производство работ у главнокомандующего пограничных войск Российской Федерации, а это означало бы, что сумма для оплаты за установку купола станет для нас неподъемной. Словом, помимо финансовых проблем, которыми сопровождалось строительство церкви, здесь возникали серьезные организационные вопросы, на решение которых могло уйти много времени, сил и средств.
Проблема была решена, когда мы привлекли к работе высотника, обладавшего солидным практическим опытом. Ему довелось выполнять монтажные работы в Москве на Казанском и Ярославском вокзалах, и квалификация этого специалиста позволила найти оптимальное решение стоявшей перед нами задачи. Свой план он озвучил после того, как побывал на месте и осмотрел объект. Для начала купол был разобран: его составные части собирались и скреплялись болтами уже наверху. Для этого высотник оборудовал на верхней части колокольни специальную площадку, куда части купола поднимались лебедкой и монтировались на почти 70-метровой высоте. Кресты на все купола изготавливали на заводе полупроводниковых приборов, при содействии директора этого предприятия Рудольфа Ивановича Никитина. Маленькие купола на входах были изготовлены приглашенным мастером из города Казани.
Так общими усилиями работа на этом объекте была успешно завершена. Подводя ее итоги, хочется отметить вклад таких руководителей, как Валентин Степанович Вдовин, Анатолий Александрович Пушкарев, Виталий Александрович Опалев, Равиль Гайнанович Ахмедзянов и многих других, кто не остался в стороне и оказал финансовую помощь при строительстве храма.
Отдельно хотелось бы отметить начальника Медведевской ПМК Юрия Леонидовича Васенева, который на завершающем этапе довел эту масштабную работу до конца. Сказанное относится к Рустаму Маннановичу Каримову, Александру Павловичу Клепцову и многим другим. Добрым словом хочется вспомнить протоиерея Андрея Малюту, который для воплощения этой идеи начал профессионально заниматься строительством. Большой вклад во все организационные дела внесла староста Ольга Евгеньевна Николаева. Она сама скромность, но дела вела очень последовательно и целенаправленно…»