21 апреля 1758 года, 260 лет назад, родилась Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина.
Арина Родионовна (Яковлева) (1758 — 1828) была крестьянкой из села Кобрина, в 60 верстах от Петербурга, принадлежавшего некогда деду Пушкина О.А. Ганнибалу. В 1799 году при продаже Кобрина, перешедшего от мужа к Марии Алексеевне Ганнибал, она вместе со своими детьми получила от своей госпожи вольную, но не пожелала ею воспользоваться и до конца своих дней осталась в семье Пушкиных. Она вынянчила сначала сестру поэта Ольгу, затем его самого и, наконец, его младшего брата Льва. Ни отец, ни мать, как известно, не играли сколько-нибудь крупной роли в детской жизни поэта. В душе ребенка царили две старые женщины — бабушка Мария Алексеевна и ее крепостная, няня Арина Родионовна. Первая была живой хроникой старины, вторая — необыкновенной сказочницей, которую маленький Саша слушал с восторгом и замиранием сердца. На долю этих двух женщин, особенно Арины Родионовны, выпала счастливая судьба привить своеобразной, замкнутой, но страстной и нежной душе маленького Пушкина любовь и вкус ко всему родному русскому в то время, когда кругом и думали, и говорили по-французски.
Об отношениях няни и Пушкина сохранился характерный рассказ современника Пушкина, михайловского кучера: “Как только Пушкин вставал, бежал к няне и спрашивал: “Здорова ли, мама!”. Он все ее “мама” называл. А она, бывало, эдак нараспев (она была из-за Гатчины, с Суйды, где певком говорят): “Батюшка ты, за что же ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?”. И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уже все за ней”. Арина Родионовна делила с Пушкиным дни его изгнания в Михайловском, являясь его всегдашнею верною “подругою”, горько тосковавшею по своем любимце после его отъезда в Москву. По словам соседок и приятельниц Пушкина по Михайловскому, Осиповых, Арина Родионовна была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая. Она нежно и глубоко любила своего “неуимчивого”, “любезного друга”, не стесняясь обращаться к нему, когда следовало, со словом укоризны и неизменно тревожась о нем своим преданным и благородным сердцем. Пушкин любил няню с детства и до конца ее жизни как родную. “Родионовна принадлежала к типическим и благороднейшим лицам русского мира, — пишет лучший биограф Пушкина, П.В. Анненков. — Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью — оставили в сердце Пушкина неизгладимое воспоминание. Он любил ее родственною неизменною любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам. Это объясняется еще и другим важным достоинством Арины Родионовны: весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин знал так много, слышал он от Арины Родионовны”.
В своих стихах Пушкин не раз обращался мыслью к своей няне, как при ее жизни, так и после смерти, много раз упоминал в письмах. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Друг Пушкина поэт Н.М. Языков, узнавший и полюбивший Арину Родионовну за время своего пребывания в Тригорском в 1826 году, также посвятил ей два больших стихотворения.
Скончалась Арина Родионовна в возрасте более 70 лет в Петербурге, в доме своей старшей питомицы О.С. Павлищевой. Похоронена на Смоленском кладбище города Санкт-Петербурга. Точное место погребения ее осталось неизвестным.
В 2009 году к 60-летию музея-заповедника в Болдино был открыт памятник маленькому Пушкину и его няне. Инициатором установки памятника стал писатель-сатирик, драматург М.Н. Задорнов. Ещё два памятника Арине Родионовне установлены также по инициативе и при поддержке Михаила Задорнова в селе Воскресенское Ленинградской области и в парке Этномир Калужской области.
1799 — 1837: Пушкин и его время. — Москва : ТЕРРА, 1997. — 464 с. : ил.