«Всё испытал, всё проник…»

19 ноября — 305 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова

lomonosov

М.В. Ломоносов (1711 — 1765)

Кто из нас не любовался звездным небом! Какое величественное, волнующее и торжественное зрелище… И невольно вспоминаются строки:

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.

Эти строки написал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Его научное и творческое наследие тоже можно сравнить с бездонным небом, полным сияющих звезд.

Но лучше и точнее о Ломоносове сказал другой гений – Александр Сергеевич Пушкин: «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Родился Михаил Васильевич Ломоносов в поморской деревне Мишанинской близ Холмогор, что в Архангельской губернии, в 1711 году. Его отец промышлял морского зверя, ловил рыбу. С ранних лет и Михаил ходил юнгой на небольшом парусном судне в студеное Белое море, в Суровый Ледовитый океан.

Любознательному юноше было интересно все – и почему в небе мерцают холодные всполохи северного сияния, и почему так жарко горят черные камни – уголь? И куда летят перелетные птицы? И что за чудесная сила управляет стрелкой компаса?

Искал он ответы в книгах, которые удавалось достать. Самостоятельно осилил «Арифметику» Л. Магницкого, «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позже Ломоносов назовет эти книги «вратами своей учености».

Не все домашние одобряли его страсть к чтению и наукам. «Злая и завистливая мачеха, — позже вспоминал Михаил Васильевич, — всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами; для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах, и терпеть стужу и голод».

В декабре 1730 года Михаил Ломоносов, тайно выправив паспорт, вместе с рыбным обозом ушел в Москву. И уже в январе поступил в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию.

Учиться было нелегко. На день выдавалось скудное жалованье – «на денежку хлеба, на денежку кваса, прочее на одежду, на обувь и другие нужды». А чтобы добыть перья для письма, приходилось тайком ощипывать чужих гусей. Над рослым пареньком-помором смеялись младшие ученики: «Смотрите, какой болван в двадцать лет пришел латыни учиться!» Но как бы то ни было, двенадцатилетний курс обучения Ломоносов прошел всего за пять лет. И в числе лучших был переведен в Петербург в Академический университет.

Вскоре Ломоносов и еще несколько студентов университета были направлены «для усовершенствования в знаниях» за границу, в Германию. Около трех лет Ломоносов с усердием занимался в университете города Марбург под руководством известного ученого Х. Вольфа. Профессор читал свои лекции не на латыни, как было принято в то время, а на немецком языке. Пройдут годы, и Михаил Васильевич Ломоносов будет добиваться, чтобы и в России в Академии наук общедоступные лекции звучали на русском языке.

А пока Ломоносов дни и ночи проводил в лабораториях, в библиотеках, что, впрочем, не мешало ему брать уроки фехтования и танцевать на вечеринках. Правда, содержание от академии поступало нерегулярно, приходилось и голодать, и жить в долг.

Премудрости горного дела Ломоносов отправился постигать во Фрейберг, к горного дела советнику И. Генкелю. Обучение проходило не только в классах, но и на практике – на рудниках и металлургических заводах. Однако отношения с Генкелем не сложились, и Михаил Ломоносов оставил Фрейберг. Он рассчитывал встретиться с русским послом, но встреча так и не состоялась. Зато на рослого, сильного студента обратили внимание вербовщики прусской армии. Однако ни крепостные стены, ни глубокий ров с водой, ни военные караулы не стали преградой. Ломоносов сбежал из крепости.

В 1741 году, после пятилетнего пребывания за границей, М.В. Ломоносов вернулся в Россию. В Академии наук он был назначен адъюнктом физики, а позже стал профессором химии. Химия и физика – их Ломоносов почитал за главные науки. И неудивительно, что он стал основоположником нового направления – физической химии. Но, наверное, не было такой науки, в которой Михаил Васильевич не оставил бы свой яркий след.

Он создал первую в России настоящую химическую лабораторию. В ней он проводил исследования состава стекла, фарфора, смальты. Именно из смальты он создавал свои знаменитые мозаичные картины. А ведь были еще труды по геологии, географии, астрономии, метеорологии, истории, языкознанию.

Ломоносов первым открыл и сформулировал закон сохранения вещества и энергии. Еще в 1748 году ученый писал: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что… ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения».

В 1753 году Ломоносов со своим другом и соратником академиком Рихманом изучают атмосферное электричество с помощью устроенной ими «громовой машины». Во время сильной грозы Ломоносов чудом остается жив, а Рихман погибает от разряда молнии. Михаил Васильевич не только хлопотал о помощи семье погибшего друга, но и беспокоился о том, чтобы этот трагический случай «не был протолкован противу приращения наук».

В 1761 году ученые многих стран наблюдали редкое явление – прохождение Венеры на фоне солнечного диска. Ломоносов сам соорудил «ночезрительную трубу» — телескоп. И с его помощью он сделал важное открытие: Венера окружена атмосферой!

Часто свои научные наблюдения Михаил Васильевич выражал в стихотворной форме. Вот какие строки он посвятил Солнцу:

Там огненны валы стремятся,
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся…
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Современные космические съемки подтверждают этот поэтический образ.

moscow_state_university

Памятник Ломоносову перед зданием факультета журналистики МГУ

По инициативе Ломоносова был основан Московский университет. И можно вновь вспомнить слова А.С. Пушкина, сказанные им о Ломоносове: «Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Но большинству современников великий ученый был известен скорее как поэт. Именно в этом качестве его ценили при дворе. Однажды, за сочиненную оду в честь вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны, получил Ломоносов награду – две тысячи рублей. Это было гораздо больше, чем он получал за научные труды. Но в ту пору в казначействе были только медные монеты. Пришлось награду везти на двух возах.

Весной 1765 года Михаил Васильевич тяжело заболел. Незадолго до кончины он написал: «Я не тужу о смерти: пожил… и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Похоронен великий ученый в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Источник: «Всё испытал, всё проник…». Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) // Детская энциклопедия. – 2010. — №3. – С. 5 — 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *