В эти сентябрьские дни 2022 г. Республиканский театр кукол отмечает свое 80-летие. Он был образован в тяжелом военном 1942 году. Театр по праву может гордиться своей историей, славными именами и традициями. О том времени, когда история театра насчитывала всего один год можно прочитать в статье, напечатанной в республиканской газете «Марийская правда» в июле 1943 г.
Наш театр (Наш «Петрушка»)
…В густой лесной чаще страшный серый волк точит на станке свои огромные зубы, чтобы загрызть Красную Шапочку, — и ребята с замиранием сердца ждут исхода борьбы между маленькой, но смелой девочкой и злым хищником…
«Юные зрители» успели крепко полюбить свой маленький театрик, и где бы ни появилась обтянутая серым шёлком ширма: в зале Маргостеатра, на площадке детсада, в фойе кино «Рекорд», в школьном классе или под открытым небом, — они с нетерпением ждут, чем-то их сегодня порадует «Петрушка».
Кукольный театр в Марийской АССР, несмотря на свою молодость, имеет уже свою маленькую историю. В течение ряда лет группа юных кукольников работала в кружке Йошкар-Олинского Дома пионеров. Ребятишки сами изготовляли кукол, сами были и кукловодами, и чтецами.
В начале войны Дом пионеров временно прекратил свою деятельность и детский кружок кукольников распался.
Тогда же в первые дни войны, отыскав в бутафорской Маргостеатра неизвестно кем и когда выписанный из Москвы набор в 6 кукол и небольшую складную ширму, автор этих строк сделал попытку организовать группу кукольников из молодых артистов Маргостеатра. Поставили маленькую агитсценку «Бабка и курица» и стали показывать ее в антрактах представлений русской драмы. Зрители очень охотно собирались в верхнем фойе театра, чтобы посмеяться над приключениями наивной бабушки, с её курицей, оказавшимися в только что освобожденном Красной Армией районе Западной Белоруссии.
К сожалению, это начинание не получило никакой поддержки со стороны руководства Маргостеатра, и группа кукольников быстро распалась.
Только в июне прошлого года вновь удалось сколотить группу энтузиастов, задавшихся целью создать «Петрушку» для городских ребят, не имеющих у нас своего детского театра.
Театр был создан буквально «из ничего» и без чьей-либо помощи со стороны. Энтузиасты взяли в Маргостеатре ширму и кукол, собрали в складчину несколько сот рублей на первоначальные организационные расходы и рекламу, получили у автора «в кредит» маленькую агитпьеску «Петрушка у фашистов», которая вместе с пьесой «Петрушка и Дружок» и составила первую программу «новорожденного» театра.
4 июня 1942 года театр кукол, состоявший из директора, худрука и трех кукловодов, начал своё официальное существование в качестве хозрасчетного коллектива. С марта 1943 года театр стал государственным с постоянным штатом в 12 человек. Бессменно работают в нем со дня основания, кроме директора М. Катана и автора этих строк (худрука), кукловод-профессионал П. С. Трубенков, хорошо знакомый ребятам, как неизменный «Петрушка», замечательный Емеля, а также по ряду других ролей, и молодая актриса Маргостеатра Нина Попова, специализирующаяся за ширмой на роли лис, старух и всевозможных «бабушек». Сейчас состав пополнили: профессионал – работница кукольного театра Т. С. Таян (кто из ребят не знает её «Кота в сапогах»!), интересный актер С. И. Никулин (царь в пьесе «По щучьему велению», Лёшка из «Наших друзей») и ряд других.
За год театр поставил 9 пьес – сказки, пьесы для младшего и среднего возраста, агитсценки и т. п. Если еще год тому назад вся «труппа» театра состояла всего-навсего из шести кукол, то теперь она едва умещается в нескольких больших ящиках. Если вначале на постановку театр затрачивал лишь несколько десятков рублей, то сейчас постановочные расходы исчисляются тысячами. К работе театр привлекает драматургов, художников (Т. Русанова, М. Гребнер) и композиторов, среди которых К. Р. Гейст, Л. А. Сахаров, заслуженный деятель искусств Марийской АССР Я. А. Эшпай и др.
За год работы ширма нашего «Петрушки» изрядно покочевала не только по городу, но и по районам республики. Играли для ребят всех возрастов. Сколько тут накопилось любопытнейших наблюдений над детской психологией!
Играл наш «Петрушка» и перед взрослой аудиторией, в батальоне выздоравливающих в лазаретах. И с каким восторгом раненые бойцы принимали сценку «Петрушка у фашистов», а один не удержался и со смехом щелкнул куклу-Гитлера по длинному носу!
Так откликается маленький театрик на большие события нашей великой отечественной войны с немецким фашизмом.
Во второй год своего существования театр кукол вступает, окрыленный большими творческими планами. После сказки бр. Гримм «Храбрый портняжка», над которым театр работает в настоящее время, предстоит воплощение пленительных, но чрезвычайно трудных образов басни Крылова, сказок Пушкина, гоголевской «Ночи перед рождеством», чеховской «Каштанки» и может быть даже бессмертного Дон Кихота.
Г. Крыжицкий