Электронная выставка книг Центральной библиотеки посвященная Году педагога и наставника.
200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
К. Д. Ушинский
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф: биографические повествования / составитель, общий редактор Н. Ф. Болдырев. — Челябинск : «Урал», 1997. — 524 с.
Биографии, сведенные в этом томе вместе, были изданы около ста лет назад отдельными книжками в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839 — 1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют по сей день информационную и энергетико-психологическую ценность. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы — профессия.
Попов, В. А. История педагогики и образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под редакцией В. А. Сластенина. — Москва : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с.
Учебное пособие включает в себя серию лекций о жизни, педагогической и общественной деятельности выдающихся зарубежных и отечественных педагогов XVII — начала XX в., таких, как Я. А. Каменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов и др. В лекциях показана ценность отношений между ребенком и взрослым, раскрываются важнейшие качества воспитателя любой эпохи, анализируются попытки прогрессивных представителей народного просвещения реорганизовать систему образования в своих странах.
Учитель : Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / редактор-составитель Д. Л. Брудный. — Москва : Политиздат, 1991. — 350 с.
«Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе…» — эти ленинские слова — лейтмотив сборника, в который включены высказывания классиков марксизма-ленинизма, деятелей мировой и отечественной науки и культуры, а также философов древности об учителе и его роли в жизни общества. Разнообразие материала, яркость текстов — все это делает сборник настольной книгой учителя. Большую ценность представит он и для родителей.
135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко
«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение и является основным символом моей педагогической веры».
«Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
А. С. Макаренко
Макаренко, Антон Семенович. Книга для родителей. — Москва : Педагогика, 1983. — 160 с.
«Книга для родителей» — художественно-публицистическое произведение, посвященное проблемам семьи и семейного воспитания. В книге отражены педагогические взгляды А. С. Макаренко, его наблюдения, размышления и выводы о воспитании характера и поведения детей, организации быта и режима в семье.
Макаренко, Антон Семенович. О воспитании / составитель и автор вступительной статьи В. С. Хелемендик. — Москва : Политиздат, 1990. — 415 с.
В книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А. С. Макаренко.
Мысли Макаренко о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и родительском авторитете, о воспитании героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического коллектива. Все, кого интересуют проблемы воспитания подрастающего поколения, найдут в этой книге ответы на самые разнообразные вопросы.
Макаренко, Антон Семенович. Педагогическая поэма / редактор Р. М. Апакаева. — Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1971. — 654 с.
В художественно-документальном жанре описывается жизнь колонии им. Максима Горького под Полтавой. Рассказывается об организации трудовой жизни бывших несовершеннолетних правонарушителей и беспризорников, которые в едином трудовом коллективе воспитателей и воспитанников формируются как личности.
Макаренко, Антон Семенович. Избранные педагогические сочинения : в 2 томах / под редакцией И. А. Каирова. — Москва : Педагогика, 1977. — 1 т. — 400 с.
В первом томе двухтомника Избранных педагогических сочинений А. С. Макаренко собраны его работы по общим проблемам педагогики, теории и методики воспитания детей и подростков.
Издание предназначено для работников образования, ученых-педагогов, а также для всех, кто интересуется проблемами воспитания, историей советской школы и педагогики.
Макаренко, Антон Семенович. Избранные педагогические сочинения : в 2 томах / под редакцией И. А. Каирова. — Москва : Педагогика, 1977. — 2 т. — 320 с.
Во втором томе двухтомника Избранных педагогических сочинений А. С. Макаренко собраны его лекции и выступления по вопросам воспитания в семье, а также его переписка с А. М. Горьким, публицистические и литературно-критические статьи, выступления и рецензии.
Макаренко, Антон Семенович. Собрание сочинений в четырех томах / иллюстрации художника И. Ушакова. — Москва : «Правда», 1987. : ил.
Т. 1 : Марш тридцатого года ; Педагогическая поэма (часть 1 и 2). — 576 с.
Т. 2 : Педагогическая поэма ; Честь. — 544 с.
Т. 3 : Флаги на башнях ; Рассказы / редактор Н. А. Самохвалова. – 510 с.
Т. 4 : Книга для родителей ; Статьи о литературе ; А. М. Горький и А. С. Макаренко / редактор Е. А. Ромашкина. – 574 с.
105 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского
«Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя».
«Одно из самых ценных качеств воспитателя — человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
В. А. Сухомлинский
Сухомлинский, Василий Александрович. О воспитании / составитель С. Соловейчик. — Москва : Издательство политической литературы, 1988. — 270 с.
Книга, дает читателю возможность познакомиться с мыслями выдающегося педагога В. А. Сухомлинского о воспитании детей в семье и школе.
«Педагогика должна стать наукой для всех», — писал В. А. Сухомлинский. Родители, учителя, воспитатели, все, кого волнуют проблемы воспитания, найдут в этой книге и размышления о насущных проблемах педагогики, и практические советы.
Сухомлинский, Василий Александрович. Потребность человека в человеке. — Москва : Советская Россия, 1981. — 96 с.
Эта книга составлена из высказываний ученого-педагога В. А. Сухомлинского, из которых читатель получит представление о педагогической концепции директора сельской средней школы, члена-корреспондента Академии педагогических наук, Героя Социалистического Труда.
Источниками для составления настоящей книги явились труды В. А. Сухомлинского: «Как воспитать настоящего человека», «Радянська школа», «Мудрая власть коллектива» и сборник «В. А. Сухомлинский о воспитании».
Сухомлинский, Василий Александрович. Письма к сыну : книга для учащихся. — Москва : Просвещение, 1987. — 128 с.
В «Письмах к сыну» талантливый советский педагог В. А. Сухомлинский ведет разговор о высоком гражданском долге, нравственности и морали, начатый им в книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина». Избрав жанр родительского поучения, автор обращается к молодежи, выбирающей свой жизненный путь.
Сухомлинский, Василий Александрович. Мудрость родительской любви / составитель А. И. Сухомлинская. — Москва. — Молодая гвардия, 1988. — 304 с.
В книгу вошли произведения из педагогического наследия В. А. Сухомлинского (1918—1970), известного советского педагога, подвижника, отдавшего всю свою жизнь, все свое сердце самому благородному делу на Земле — воспитанию человека. Семья — основа всего человеческого и основа нашего общества. Забота о семейной педагогике всегда волновала Сухомлинского, не отделявшего школьное воспитание от семейного и считавшего, что «нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость воспитателей человека». Как воспитать настоящего человека — вот главный вопрос его творчества.
Тартаковский, Б. С. Повесть об учителе Сухомлинском. — Москва, Молодая гвардия, 1972. — 272 с.
Писатель Тартаковский хорошо знал учителя Василия Александровича Сухомлинского и в этой повести использовал записи своих бесед с ним. Повесть раскрывает облик человека изумительной чистоты и благородства, сделавшего смыслом своей жизни профессию педагога, преданного высоким нравственным идеалам.
2023 – Год педагога и наставника
Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б. М. Бим-Бад. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
Словарь включает около 3000 статей, предоставляющих читателю информацию в области теории и практики образования в России и за рубежом. В словаре отражены объективные сведения по теории и истории психолого-педагогических наук, а также смежных с ними гуманитарных дисциплин. Значительное место занимают данные о методах, технологиях, приемах и широкой практике образования, воспитания, обучения. Издание предназначено учителям, научным работникам, преподавателям высших и средних специальных учебных заведений, аспирантам, студентам. Словарь ориентирован также на родителей и воспитателей, специалистов различного профиля, интересующихся проблемами становления и развития личности, способами эффективного взаимодействия с нею.
Мудрость воспитания : книга для родителей / составитель Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. — Москва : Педагогика, 1987. — 288 с.
Предлагаемое издание знакомит читателей с мыслями выдающихся педагогов, ученых, писателей, общественных деятелей о воспитании ребенка, о роли семьи, школы, окружающего мира в становлении и развитии его личности, в формировании у него гуманистических идеалов.
Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех : книга для будущих родителей. — Москва : Детская литература, 1989. — 367 с.
Книга о семейном воспитании детей и подростков, об одной из самых сокровенных тайн человечества — о том, как зарождаются и укрепляются в ребенке высшие нравственные и духовные начала, об отношениях с детьми в семье, о том, как вырастить самостоятельных, добрых и честных людей.
Педагогика: словарь афоризмов и изречений / автор-составитель К. М. Хоруженко. — Москва : Агенство «Социальный проект», 2007. — 320 с.
В словаре афоризмов и изречений собраны высказывания государственных деятелей, ученых, писателей, философов по проблемам воспитания, культуры, образования. В отдельных разделах приводятся пословицы и поговорки разных народов и латинские изречения.
Учитель на страницах книг
Прилежаева, Мария Павловна. Юность Маши Строговой : повесть / художник Б. Дехтерев. — Москва : Детская литература, 1985. — 239 с. : ил.
В повести рассказывается о судьбе молодой учительницы, о первых шагах ее трудовой жизни, которые пришлись на грозные военные годы. Отношение героини к жизни, к людям, к своему делу являют собой образец высокой нравственности.
Белых Григорий, Пантелеев Леонид. Республика Шкид : повесть / рисунки Н. Тырсы. — Ленинград : Детская литература, 1988. — 272 с. : ил.
Художественно-документальная приключенческая повесть о детском доме времен гражданской войны написана двумя его бывшими воспитанниками — Л. Пантелеевым и Г. Белых, когда им было 18 и 19 лет, через три года после окончания учёбы. Книга была издана в 1927 году.
Железников, Владимир Карпович. Чучело : повесть / художник В. Гальдяев. — Москва : Детская литература, 1989. — 190 с. : ил.
Повесть о жизни школьников, о нравственном конфликте, когда девочка взяла на себя чужую вину и, застенчивая, нерешительная, в момент испытаний проявила стойкость и мужество.
Мурашова, Екатерина Вадимовна. Класс коррекции : повесть. — Москва : Самокат, 2007. — 192 с.
Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей — отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.
Распутин, Валентин Григорьевич. Уроки французского : рассказы / художники И. Максимова, Е. Петрова. — Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2017. — 112 с. : ил.
1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества.
Киселёв, Владимир Леонтьевич. Девочка и птицелёт : роман. — Петрозаводск : Карелия, 1983. — 182 с.
Оле Алексеевой 13 лет. Кто-то скажет — ещё совсем ребёнок! Да разве могут быть у детей настоящие проблемы? Но в этой детской жизни уже есть место и большой чистой мечте, и первой любви, и столкновениям с трудностями и бедами. Семья, школа, друзья, увлечение химией, общее с товарищами дело, сочинение стихов, размышления о будущем… Как же трудно понять, кто ты на самом деле! И как же трудно, а порой и болезненно, понять взрослых и то множество противоречий, которые они так охотно впускают в свой мир. Роман стал литературной основой фильма «Переходный возраст».
Иванов, Алексей. Географ глобус пропил : роман. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. — 320 с.
Внешне сюжет книги несложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход — сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет… Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что «Географ глобус пропил», как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин. Каждого, кто, несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.
Поляков, Юрий. Работа над ошибками : повесть. — Москва : «Современник», 1989. — 176 с.
Писатель Юрий Поляков в повести «Работа над ошибками» затрагивает ряд проблем, касающихся системы образования. В прошлом автор — педагог и поэтому знаком не понаслышке с проблемами воспитания молодого поколения, подготовки педагогических кадров и с многими другими вопросами школьного образования, которые он ставит остро и своевременно.