Грамотный человек на Руси всегда был особо почитаем. Выдающихся грамотеев приглашали в Россию даже из-за рубежа. Был среди таковых, например, известный книжник и переводчик афонский монах преподобный Максим Грек. К книгам россияне относились, можно сказать, трепетно, потому что несли они людям просвещенность (от слова свет). Без них было бы невозможно развитие ни цивилизации, ни духовности. Но как наладилось производство книг в нашей стране? Расскажем о выдающемся деятеле, способствовавшем этому.
Явление мастера
В 1909 году в Москве в Театральном проезде был установлен монумент. Место для него было выбрано не случайно: неподалёку, на Никольской улице, расположены возведённые в XVII веке палаты бывшего Государева Печатного двора. Ещё раньше на этом месте располагалась первая печатня, основанная тем, чьё имя выбито на постаменте памятника: «Дьякон Николы Чудотворца монастыря Иван Фёдоров».
Но не своими заслугами перед церковью славен был этот человек. В историю он вошёл как первопечатник. Иван Фёдоров, сам овладев грамотой, а через неё многими познаниями, стремился открыть дорогу к знаниям всем русским. Он одним из первых на Руси начал печатать книги, используя алфавит кириллицы.
Книгопечатанию, как в России, так и в Западной Европе, предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их, как правило, в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора» — в книгах появлялись ошибки и отступления от оригинала, порой искажающие суть. В Европе конец этому в середине XV века положили изобретения немца Иоганна Гутенберга, создавшего первую в мире типографию и издавшего в ней в 1450 году Библию.
В 1552 году царь Иван Васильевич Грозный повелел наладить в России печатанье книг. Некоторые попытки к этому предпринимались и ранее, но все не достигали поставленной царём цели. В Москву был выписан уже известный в Европе датский книгопечатник Ганс Мессингейм, использующий у себя на родине технику печати Гутенберга. Москвой были закуплены книгопечатные станки и литеры церковнославянского алфавита. К1556 году всё оборудование было полностью смонтировано в Московском книгопечатном дворе. Установкой и наладкой станков занимался человек, известный как первый русский гравёр — Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально Печатный двор начал работать в 1563 году, получая щедрые средства из царской казны. Иван Грозный лично покровительствовал Печатному двору и внимательно следил за его деятельностью.
Первые книги
Уже через год выходят две книги Ивана Фёдорова. Первым появился «Апостол», ставший первой русской книгой, официально имеющей дату издания — 1564 год. Вторая книга — «Часослов» — также неразрывно связана с именем Ивана Фёдорова. На обеих книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя. Все годы, предшествующие изданию первых книг, Фёдоров учился у Мессингейма, как повелел ему царь по совету митрополита Макария. Неслучайно поэтому первым изданием была книга религиозного характера — ведь одной из основных задач церкви того времени было образование. Вместе с Фёдоровым в работе над первыми книгами участвовал Пётр Мстиславец. Благословление изданию дал митрополит Макарий.
Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта был взят так называемый рукописный полуустав XVI века — некрупные округлых очертаний буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу, тонкую и прочную. Иван Фёдоров сам набирал текст.
Книга содержала 534 страницы, на каждой по 25 строк. Тираж по тем временам был весьма внушительный — около 2000 экземпляров, благодаря чему до наших дней дошло не менее 60 уникальных книг. Они хранятся в музеях и библиотеках многих стран мира.
О первых годах жизни Фёдорова (так он подписывал свои издания, а истинное его имя — Иван Фёдорович Москвитин) известно немного. Место его появления на свет неизвестно, предположительная дата рождения — 1510 год. Доподлинно известно, что с 1529 по 1532 год Иван учился в Ягеллонском университете в Кракове. После его окончания он становится дьяконом в церкви Николы Гостунского. Там Фёдоров впервые встречается с митрополитом Макарием, с которым затем сотрудничал многие годы.
Не позднее 1550 года Фёдоров (тогда ещё Москвитин) оказывается в Москве. Здесь он стал известен как мастер-литейщик — отливал пушки. После появления Мессингейма начинает осваивать книгопечатание. Вслед за изданием в московском Печатном дворе его первых книг Иван Фёдоров возглавляет эту первую типографию. Здесь периодически ему приходилось сталкиваться с проблемами: Печатный двор несколько раз горел. Поджоги устраивали монахи-переписчики книг, не без основания опасавшиеся, что вскоре их труд окажется не востребован. Но после каждого пожара Фёдоров восстанавливал типографию и продолжал работу.
За пределами России
В 1568 году по указу царя Фёдоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Фёдоров занимается, Ходкевич, как дальновидный государственный деятель, попросил первопечатника помочь с созданием местной книгопечатни. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году. Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не указывалось выходных данных), работники типографии под руководством Фёдорова издают первую и, по сути, единственную свою работу — книгу «Учительское Евангелие». Произошло это в 1568—1569 годах. После этого издательство прекратило работу, поскольку у Ходкевича появились дела поважнее. Имелись в виду серьёзные изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием в 1569 году Люблинской унии, превратившей Литву и Польшу в единое государство – Речь Посполитую.
Эта новость для Фёдорова ничего хорошего не сулила. Он решил перебраться во Львов, чтобы там тоже основать типографию. Но и тут его ожидало разочарование: местные купцы и банкиры не спешили вкладывать свои денежки в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашёл, поскольку местные священнослужители были приверженцами рукописных книг.
Обмен опытом
Тем не менее, какие-то деньги Фёдорову всё же удалось наскрести, и он стал печатать книги и продавать их во Львове, Кракове и Коломне, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Фёдоров издал «Псалтырь».
В 1575 году Ивану был предложен пост управляющего Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Фёдоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание для него уходит в прошлое. Однако уже через два года первопечатник снова был занят организацией новой типографии по просьбе (и на деньги) князя Константина Острожского. Заработавшая вскоре Острожская типография выпустила ряд общеобразовательных книг: «Азбуку», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греко-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание «Острожской Библии», ставшее третьей знаковой книгой в биографии Фёдорова (две предыдущие — «Апостол» и «Псалтырь»).
После издания «Острожской Библии» Фёдоров передал бразды правления типографией старшему сыну, а сам отправился в турне по странам Европы с целью обмена опытом с зарубежными коллегами. В этой продолжительной поездке Иван узнавал много нового в сфере книгопечатания. Одновременно он знакомил европейцев со своими проектами и разработками. Доводилось ему встречаться и с высокопоставленными персонами, в числе которых был и император Священной Римской империи и король Германии Рудольф II.
Из этого турне Фёдоров уже не вернулся. 5 декабря 1583 года во время очередной поездки он умер. Тело его было доставлено во Львов и предано земле на церковном кладбище Святого Онуфрия. Во Львове Фёдорову установлен памятник. Городская площадь, над которой он возвышается, издавна стала местом встреч местных книголюбов. Здесь можно обменяться книгами, приобрести новинку. Есть памятники и другим первопечатникам, в том числе напарнику Ивана — Петру Мстиславцу, или его белорусскому коллеге — Франциску Скорине (в Минске).
Россия всегда была читающей страной. И хотелось бы верить, что в эпоху интернета и новых информационных технологий отпечатанная на бумаге книга не станет атавизмом, подобно забытым людьми глиняным табличкам или берестяным грамотам.
Ришес, Константин. Первопечатник Иван Фёдоров — интересные факты. Великие люди России / Константин Ришес // Запретная история. — 2020. — № 3 (36), январь.